персональный сайт учителя начальных классов

Канаевой Матрены Васильевны

Развитие универсальных учебных действий

Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

    Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

     Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Достижение этой цели лежит через решение учебных задач, через овладение научными понятиями, умение получать информацию самостоятельно, через поиск и развитие своей индивидуальности, образа  «Я».  Нужны методы и приемы, которые обеспечивают становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение;  учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

     В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности (теория РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе. Модель оценки уровня сформированности включает оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.

     Одной из форм деятельностного обучения является организация совместной  деятельности на уроках, основная цель которой – научить детей умению учиться.

     Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что большинство исследователей (В.В. Давыдов,  В.В. Агеев, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.) считают общую цель объединяющим фактором деятельности и полагают, что структура совместной деятельности подобна индивидуальной.

    Основным условием включения субъективного опыта в коллективно-распределенную деятельность мы считаем организацию диалогического взаимодействия. Вследствие того, что в процессе рефлексии индивид не просто присваивает определенную сумму знаний, а сам становится создателем оригинального продукта, необходима социальная апробация полученных результатов, психологически принимающих форму обращения к другому человеку, к самому себе, к тексту.

    Продуктом речевого взаимодействия собеседников при любом типе общения будет текст. Рефлексивное освоение текста проходит в двух направлениях: а) слушатель – текст – автор; б) читатель – текст – автор.

    Читатель своими вопросами, выражениями включает текст в диалог не только с самим собой, но и в культурную среду, окружающую героя. «Присваивая» художественное произведение, читатель преобразует его для себя, раскрывает скрытые возможности текста.

    Таким образом, коллективно-распределенная деятельность  включает субъективный опыт ученика в форме диалога «с собой», диалога с другим, диалога с текстом.

    Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

     В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделяют 4 блока: 1) личностный; 2) регулятивный (саморегуляция); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

     Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности отмечают три вида личностных действий:

     - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

     - смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.

     - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

     Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

    *Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

    * планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    * прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
    * контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    * коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

    * оценка – выделение и осознание качества и уровня усвоения;

    * саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

     Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

    Общеучебные универсальные действия:

     - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

     - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

     - структурирование знаний;

     - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

     - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

     - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

    - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

     Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества.

     Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

    Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи.

    Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. Решение задачи выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

    При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки. Особенно на уроках математики, где  в основном используются математические способы решения.

    Общий прием решения задач включает: знания этапов решения, способов решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями.

    Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.

    Описанный обобщенный прием решения задач применительно к математике в своей общей структуре может быть перенесен на любой учебный предмет.

    Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемого универсального учебного действия проявляется прежде всего в различиях смысловой работы над текстом задачи. Так, при решении математических задач необходимо абстрагироваться от конкретной ситуации, описанной  в тексте, и выделить структуру отношений, которые связывают элементы текста. При решении задач предметов гуманитарного цикла конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью абстрагирования от ее особенностей, а наоборот, с целью последующего обобщения полученной предметной информации.

      Работа по формированию универсальных учебных действий у младших школьников ведется по его четырем основным видам: 

-        Личностный

-        Регулятивный

-        Познавательный

-        Коммуникативный   

    Внедрение экспериментальной работы по формированию универсальных учебных действий проводилось по трем этапам: организационно-педагогической,  конструктивной и обобщающей, в которых проводилась работа через решение следующих задач, которые были поставлены к каждому виду УУД:

Организационно-педагогический этап.

Задачи:

·         Проведение семинаров для родителей по концепции В.Е. Степановой «Саморазвитие», психологических основах системы РО;

·         Проведение апробаций учебников на родном языке по системе РО Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова;

·         Организация учебной деятельности на уроках по новым учебникам для национальных школ по системе РО;

·         Систематизация тем по курсу творческого письма «Мысли вслух»;

1. Конструктивный этап.

Задачи:

·         Разработка индивидуальных образовательных программ для учащихся;

·         Систематизация тем курса «Мысли вслух», подготовка к печати творческих работ учащихся;

·         Группировка математических задач по способам решения, подготовка разноуровневых и метаолимпиадных заданий;

·         Разработка плана работы по внеклассной работе «В волшебной стране театра»

2. Обобщающий этап.

Задачи:

·         Организация индивидуальной работы по индивидуальным образовательным программам, участие учащихся на научно-исследовательских конференциях школьников;

·         Организация презентаций творческих работ учащихся, участие на различных мероприятиях;

·         Разработка сборника олимпиадных задач по классам;

·         Организация и проведение улусных и республиканских метаолимпиад.

Cоздание и управление сайтом - система CMS SiteEdit
Отключи рекламу         Закажи сайт!